zoofirma.ru

Родителям о компьютерной зависимости

Что такое компьютерная зависимость?

Зависимость - это неопреодолимое желание, страсть к чему-либо, в данном случае, к компьютерным играм. 

 

Классификация компьютерных игр.

I. Ролевые компьютерные игры.

  1. Игры с видом "из глаз" "своего" компьютерного героя.
  2. Игры с видом извне "своего" компьютерного героя.
  3. Руководительские игры.

II. Неролевые компьютерные игры

  1. Аркады ("приставочные")
  2. Головоломки (шахматы, шашки и т.д.)
  3. Игры на быстроту реакции ("бродилки")
  4. Традиционно азартные игры (карточные игры, аналоги игровых автоматов и многие другие).

Почему у детей возникает компьютерная звисимость.

* Человеку свойственна потребность в игре. Раньше, когда не было массового использования компьютера, дети тоже играли в игры: "казаки-разбойники", "войнушки", "дочки-матери". сейчас многие из этих игр заменяет компьютер. Причем  на компьютере в любую игру можно играть одному.

* Ребенок принимает на себя роль компьютерного персонажа. это помогает ему удовлетворить определенные потребности,которые трудно удовлетворить в реальной жизни (например стать самым сильным, непобедимым).

* Столкнувшись  с повседневными проблемами,  требующими разрешения, подросток уходит от решения этих проблем ("уходит от реальности") в виртуальное  пространство игры. В игре он может контролировать ситуацию, а для контроля жизненной ситуации ему не хватает опыта и достаточного развития волевой сферы.

Признаки компьютерной зависимости.

  • Хорошее настроение у ребенка за компьютером, и ощущение пустоты, раздражения, когда надо заниматься чем-то другим.
  • Невозможно остановить ребенка, играющего за компьютером.
  • Ребенок стремиться  любым способом продолжить деятельность за компьютером.
  • Постепенное увеличение времени, проводимого ребенком за компьютером , в ущерб другим занятиям - учёбе, домашним делам.
  • Конфликты ребенка с родителями и близкими из-за игры на компьютере.
  • Предвкушение  ребенком следующего сеанса "жизни" в виртуальном мире, что улучшает настроение ребенка.
  • Уменьшение социальных контактов у детей. Интересны друзья, которые тоже участвуют в компьютерных играх.
  • Нарущение режима: днем сонливость, ночью бессоница.
  • Ухудшение успеваемости в учебном заведении. Потеря мотивации к учебе.
  • Нарушение режима питания. Ребенок забывает кушать, или ест то, что под попадает  в руки  не отходя, от компьютера.
  • Нарушение в личностной и  эмоциональной сфере, которые сопровождаются пониженным фоном настроения.

Качества личности ребенка склонного к формированию компьютерной зависимости.

  • Отстутсвует способность адекватно варажать свои чувства.
  • Заниженная самооценка или неадекватно завышенная.
  • Повышенная уязвимость к критике, или неодобрению взрослых или группы детей.
  • Переживание чувства стыда или вины.
  • Страх быть отвергнутым другими.
  • Пассивная жизненная позиция, отказ от принятия решений.Страх одиночества и желание его избежать.
  • Социальная неприспособленность: узкий круг общения или поверхностное общение  со многими.
  • Пониженный фон настроения, состояние депрессии.
  • Неумение делиться своими переживаниями с окружающими.
  • Импульсивность поступков.
  • Неумение планировать своё время.
  • Неспособность добиваться поставленных целей.
  • Неумение говорить "нет", и как следствие крайняя несамостоятельность.
  • Ощущение неудовлетворенности своей жизнью.

Что делать, чтобы избежать чрезмерного увлечения  ребёнком компьютерными играми. 

  • Родителям необходимо больше уделять внимания своим детям: совместное проведение досуга, активный отдых, спортивные мероприятия, походы  в театр, кино, общее хоби и многое другое.
  • Родителям необходимо сохранять близкие отношения со своими детьми, чтобы первым  заметить возникновение проблем у своего ребенка, и, соответственно, помочь ему.
  • Необходимо  воспитывать у детей самостоятельность- поручать им важные задания, которые он должен выполнить сам.
  • Если мы, родители будем открыты со своими детьми, будем делиться печалью и радостью, не будем стесняться выражать и говорить о своих чувствах, дети ответят тем же. 
  • Необходимо формировать  у ребенка активную жизненную позицию. Размышлять с ним о будущем, ставить цели и искать пути их достижения.

Что делать, если у ребенка формируются признаки компьютерной зависимости.

  • Не пытайтесь  игнорировать проблему, надеясь, что все само уладиться.
  • Не ослабляйте контроль. Обговорите  с ребенком время пребывания за компьютером. Ставьте будильник, чтобы он напоминал, что время игры подошло к концу.
  • Обратитесь за помошью  к специалистам: психолог, психотерапевт, психоневролог и нарколог.
  • Старайтесь больше времени проводить вместе. Найдите общее интересное дело, способное на некоторое время отвлечь ребенка от компьютерной  игры.
  • Спросите совета специалистов: в каком случае пагубно злоупотребление компьютерной ролевой игрой, и, когда возможно применение игры, как терапевтического метода и психокоррекционной работы.